Дефицит брони: Пентагон рискует остаться без новых БМП

Дефицит брони: Пентагон рискует остаться без новых БМП
M2A4 Bradley. Источник: invoen.ru

Старушка M2 Bradley

Строго говоря, машины семейства Bradley нельзя назвать чрезмерно устаревшими. Начало производства американской БМП датируется 1980 годом. Для сравнения: в российской армии до сих пор служат морально и технически устаревшие машины БМП-1 и БМП-2, разработанные ещё в конце 60-х годов. Модернизационный потенциал машин уже исчерпан, и установкой очередных генераций дистанционно управляемых боевых модулей дело не решить. Очевидно, понимание аналогичной проблемы есть и в США. Только вот ничего толкового из этого пока не получается. В отличие от России, где проходят государственные испытания тяжелой БМП Т-15 на платформе «Армата», у США нет даже работоспособного прототипа. При этом в российской армии опытная партия Т-15 должна появиться уже в 2022 году. Не стоит забывать и про плавающую БМП «Курганец-25», которая должна стать заменой БМП-3.

Дефицит брони: Пентагон рискует остаться без новых БМП
M2 Bradley. Источник: wikimedia.org
Смена поколений бронированной техники – это всегда очень болезненно и дорого для государственного бюджета. В Соединенных Штатах введение в строй новых БМП может занять 5-6 лет, а то и больше. Сейчас в подразделениях сухопутных войск и Национальной гвардии не менее 2,5 тысяч машин M2А2/А3 Bradley. И более 2 тысяч состоят на хранении. Современные модификации для разведчиков и артиллеристов М7А3 BFIST в армии служат в количестве 334 экземпляров. Колёсных БМП М1296 Stryker Dragoon пока в войсках очень мало (до 100 машин) и предназначены они для других целей. Это скорее легкие высокомобильные БМП и даже БТР с пушечным вооружением. На вооружении Корпуса морской пехоты стоит плавающая БМП LAV-25, являющаяся модернизацией швейцарской MOWAG Piranha I. Сейчас у морпехов более 300 машин, но они также не могут заменить тяжелую M2 Bradley.

Дефицит брони: Пентагон рискует остаться без новых БМП
M2 Bradley. Источник: vpk.name
Как и любая другая машина времён «холодной войны», M2 Bradley очень посредственно подходит к реалиям современных конфликтов. В частности, в Ираке БМП продемонстрировала недостаточную живучесть, особенно от мин и самодельных взрывных устройств. Несмотря на сравнительно серьёзное бронирование, M2 Bradley остаётся уязвимой для легких противотанковых средств. Размещение эффективной динамической защиты на легкой броне по понятным причинам очень непросто, поэтому основную ставку делают на активную защиту типа израильской Iron Fist (Железный кулак). Но и от идеи усиления брони ДЗ не ушли окончательно. Только вот по инженерным расчётам, это добавит и так не самой легкой Bradley ещё 1,5 тонны массы. А также потребует применения новых материалов. Вкупе с интеграцией системы дистанционного управления, модернизацией электрооборудования, мотора и трансмиссии, гораздо логичнее не тревожить заслуженную М2, а разработать БМП нового поколения. Но всё оказывается не так просто.

Вторая молодость

Модернизация боевой машины со стажем в несколько десятилетий позволит поддержать её в тонусе ещё 10-15 лет. Но не более. Это отлично понимают в Пентагоне и до недавнего времени вели сразу два проекта, связанных с гусеничными БМП. В первую очередь требовалась переходная модернизация Bradley, с помощью которой можно выиграть время перед появлением машин нового поколения. В «дорожной карте» Пентагона в этой роли выступали сразу две модернизации – до уровней М2А4 и М2А5. Помимо прочего, машина А4 должна была получить 30-мм пушку М813, новые управляемые ракеты, систему управления боем, упоминаемую КАЗ Iron Fist Light Decoupled и блоки ДЗ BRAT II (Bradley Reactive Armor Tiles). В обновках также дизельный 8-цилиндровый Cummins VTA903E-T675 мощностью 675 лошадиных сил и трансмиссия HMPT-800-3ECB. Работы стартовали в 2015 году, и в соответствии с планами в 2021 году в сухопутные войска должны были поступить первые М2А4. Денег Пентагон зарезервировал сразу на 473 бронемашины. Но в реальности БМП поступят военным в лучшем случае осенью следующего года. Можно, конечно, такой сдвиг вправо объяснить коронавирусными причинами, но в данном случае налицо инженерный просчёт. Нагрузив БМП новым электрооборудованием, разработчики не задумались о модернизации аккумуляторных батарей. В итоге в ходе эксплуатационных испытаний в техасском Форте-Худе в кабину экипажа и боевое отделение из аккумуляторов повалил токсичный газ. Разработчики рассчитывают получить новые более ёмкие батареи только к январю 2022 года, а затем цикл испытания повторится заново. И только если всё будет в рамках дозволенного, машина А2А4 появится в армии к сентябрю следующего года. Вместе со следующей модификацией А5 эти БМП должны прослужить в сухопутных войсках до 2050 года! То есть планируется настоящая вторая молодость Bradley.

Дефицит брони: Пентагон рискует остаться без новых БМП
M2A3 Bradley на оперативно-тактической базе «Маккензи» в Ираке, 2004 год. Источник: gazeta.ru
Модель более глубокой модернизации БМП под индексом М2А5 подразумевает уже кардинальную перестройку. Первые машины должны будут появиться в Национальной гвардии уже в 2023 году, но, очевидно, сроки сдвинутся вправо. История с А4 тому примером. Не исключено, что создание новой «пятой» модернизации будет вообще отменено в пользу разработки БМП нового поколения. С моделью А5 фантазия заказчиков и разработчиков разыгралась не на шутку. В комплектацию включили лазерную пушку, ракеты класса «земля-воздух» для борьбы с дронами и новые системы ДЗ и КАЗ. Машину основательно перекроят изнутри. Усилят противоминную защиту днища, а также перенесут боеукладку в менее уязвимое место. Тепловизоры 3-го поколения, системы автоматического сопровождения целей и определения «свой-чужой» также внесены в список комплектации Bradley М2А5. Парадоксально, но американцы рассчитывают при этом на снижение веса БМП.

Проекты, которые провалились

Первые попытки заменить Bradley на принципиально новую машину состоялись ещё в 2003 году в рамках масштабной программы Future Combat Systems (FCS). Пентагон планировал за 20-25 лет полностью сменить БМП, САУ и основные боевые танки на новые пилотируемые и безэкипажные бронемашины. Для американского военно-промышленного комплекса FCS до сих пор болезненная тема. Фактически впустую потратили, по разным данным, от 18 до 32 млрд долларов. Общая же стоимость перевооружения сухопутных сил США оценивалась в запредельные 340 млрд. Эксперт американского Центра стратегических и международных исследований Тодд Харрисон с сожалением комментирует итоги несостоявшегося перевооружения:

«Программа FCS была массовым провалом и упущенной возможностью для модернизации армии.»
Как гласит официальная версия, финансирование прекратили в 2009 году в связи с концентрацией усилий на борьбе с терроризмом. Кроме этого, эксперты Пентагона двенадцать лет назад не особо верили в возможность прямого столкновения с Россией и Китаем, поэтому о смене поколений бронетехники решили на время забыть.

Дефицит брони: Пентагон рискует остаться без новых БМП
Планы по смене Bradley были лишь частью масштабной программы FCS. Источник: globalsecurity.org
В 2010 году американцы уже во второй раз решились на замену заслуженной Bradley на новую БМП в проекте Ground Combat Vehicle (GCV). По расчётам, это должна была быть 60-тонная высокозащищённая машина, на которую в войсках рассчитывали в 2020 году. Как известно, ничего толкового из этого так и не вышло. Во многом из-за чрезмерных требований к машине. Военные желали видеть не просто новую БМП, но бронемашину с комплексом революционных решений. БМП должна была гарантированно защищать экипаж и девять десантников со всех ракурсов от 30-мм снарядов, ПТУР, мин и РПГ. Высокую мобильность обеспечивала гибридная силовая установка, а за возросшую огневую мощь отвечало перспективное 40-50-мм орудие. На бумаге БМП выходила очень ладная, да вот в реальности оказалась перетяжелённой (более 63 тонн) и дорогой (до 20 млн долларов за единицу). Пентагон не готов был закупать запланированные 2000 БМП по возросшей более чем вдвое цене. Для сравнения: M1 Abrams обходится налогоплательщикам в сумму от 4,8 до 6 млн долларов. Разработчики пытались снизить расходы, предложив на базе GCV дополнительно 155-мм САУ и инженерный БРЭМ. Проблему чрезмерного веса отчасти решили, исключив сразу пять десантников из девяти запланированных. В итоге получилась 45-тонная бронемашина, которую БМП можно было назвать с большой натяжкой. Скорее, выходил легковооружённый танк с миниатюрным десантным отделением. GCV в такой конфигурации тяжело было найти место на поле боя. Это понимали в армии и в 2014 году проект прикрыли.

Дефицит брони: Пентагон рискует остаться без новых БМП
Проект боевой машины пехоты, предлагаемой BAE Systems на тендер армии США по программе GCV © BAE Systems. Источник: bmpd.livejournal.com
Вспомнили о концепции «два члена экипажа + четыре/пять десантников» в 2016 году в рамках проекта NGCV (Next-Generation Combat Vehicle). Военные осознали невозможность замены Bradley тяжелобронированной БМП при сходных массово-габаритных характеристиках, поэтому пересадили пехотное отделение из 9 человек сразу в две машины. А позже вообще саму возможность пилотирования объявили опцией. Так в 2018 году появился самый современный на данный момент проект OMFV (Optionally Manned Fighting Vehicle). Теперь планируется всего два члена экипажа, шесть десантников, элементы искусственного интеллекта в управлении и ведении боя, а также небольшой вес. В очередной раз Пентагон просит разработчиков снизить вес боевой машины, обеспечивая при этом существенный рост защищённости. Транспортный самолет С-17 Globemaster должен брать на борт сразу две OMFV. Это значит, что предельный вес БМП не должен превышать 37-38 тонн.

Дефицит брони: Пентагон рискует остаться без новых БМП
БМП на базе Lynx KF41 вполне может стать новой американской Bradley. Источник: armytimes.com
На данный момент все работы по OMFV перезапущены – в январе 2020 года Пентагон заново объявил конкурс для разработчиков. Если раньше первые опытные машины на замену Bradley ждали к 2026 году, то теперь всё переносится на неопределённый срок. В 2022 году подрядчики только определятся с концепцией бронемашины, а к 2023 году приступят к проектированию первого демонстратора технологий. Ещё раз уточним, что это самый оптимистичный для американцев вариант развития. Одним из наиболее вероятных претендентов на роль перспективной американской БМП может быть глубоко модернизированная Lynx KF41 от Rheinmetall. Американская компания Allison Transmission уже объявила, что готова сотрудничать с немцами в разработке трансмиссии с электроприводами для проекта OMFV.

Сухопутные силы Соединенных Штатов на протяжении десятилетий довольствовались ролью бедных родственников в сравнении с «богатыми» ВМФ, ВВС и Корпусом морской пехоты. Обострение отношений с Россией и Китаем заставляет Пентагон задуматься об исходе крупномасштабных многодоменных сражений. Отсутствие на вооружении современной БМП составляет определённую уязвимость американских сухопутных сил. Похоже, что в обозримом будущем пехота будет воевать на старых-добрых M2 Bradley.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий