Южноафриканский динозавр рос c разной скоростью от сезона к сезону

Ученые из США и ЮАР изучили окаменелые кости бедра Massospondylus carinatus под микроскопом и выяснили, что этот динозавр рос в разные сезоны с разной скоростью: в один год он мог набрать 100 кг веса, а в следующем – всего 10 кг.

Ученые из Американского музея естественной истории в Нью-Йорке и Университета Витватерсранда (ЮАР) изучили окаменелые кости бедра Massospondylus carinatus под микроскопом и выяснили, что этот динозавр рос в разные сезоны с разной скоростью: в один год он мог набрать 100 кг веса, а в следующем – всего 10 кг, передает портал EurekAlert!.

Определить такую динамику роста ученые смогли по годичным кольцам в костях – линиям роста, похожим на кольца деревьев. Выводы ученых представлены в журнале Biology Letters.

Южноафриканский динозавр рос c разной скоростью от сезона к сезону

Поперечный разрез бедренной кости Massospondylus carinatus, показывающий годичные кольца, похожие на кольца дерева

Массоспондил был динозавром среднего размера, весом до 500 кг, который жил в ранней юре, то есть 200 миллионов лет назад. Он питался растениями, такими как папоротники. Исследование предполагает, что рост Massospondylus напрямую зависел от условий окружающей среды. В хороший год с большим количеством дождя и пищи представитель этого вида мог расти очень быстро, почти удваивая свой размер. А в «плохой» год, когда было мало питательных веществ, он мог вообще не расти.

Авторы исследования предполагают, что такая стратегия роста могла бы помочь Massospondylus справиться с суровыми условиями окружающей среды после массового вымирания в конце триаса 200 миллионов лет назад, когда было уничтожено более 50% видов.

Массоспондил – один из первых южноафриканских динозавров, которые стали известны науке. Его вид был описан еще в 1854 году – но до сих пор ученые узнают новое о нем, а с его помощью – об окружающей среде в прошлом и о том, какой была южная Африка 200 миллионов лет назад.

[Иллюстрация: DORLING KINDERSLEY]