В Сарове обсудили создание Национального центра физики и математики и филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

Как ранее уже сообщалось, в конце апреля Саров с рабочим визитом посетил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Теперь РФЯЦ-ВНИИЭФ сообщил подробности визита.

Как сообщвается на сайте ВНИИЭФ, в состав представительной делегации также вошли ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, президент Российской академии наук Александр Сергеев, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и другие.

Программа визита началась с посещения Технопарка «Саров», где создается Национальный центр физики и математики (НЦФМ) и филиал МГУ имени М.В. Ломоносова.
Соответствующая инициатива Госкорпорации «Росатом» была одобрена Президентом РФ Владимиром Путиным в Сарове в ноябре 2020 года. Проект вошел в программу мероприятий Года науки и технологий, утвержденную Правительством Российской Федерации. Кооперация Правительства РФ, Российской академии наук, Госкорпорации «Росатом» и МГУ имени М.В. Ломоносова приведет к созданию открытого научно-образовательного кластера мирового уровня. Основу экспериментальной и вычислительной базы составят уникальные установки РФЯЦ-ВНИИЭФ. Одна из задач проекта — создание С-Тау фабрики (установки для проведения экспериментов в области физики элементарных частиц), которая позволит отвечать на самые современные вызовы науки.

Члены делегации заслушали сообщения директора РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентина Костюкова, финансового директора ядерного центра Максима Девяткина и заместителя директора по капитальному строительству АО «Атомэнергопром» Александра Табачникова о подходах к определению архитектурного облика НЦФМ, роли центра в развитии фундаментальной науки и подготовке кадров нового поколения. Гости также ознакомились с инфраструктурой Технопарка, включая физический практикум, лабораторные и компьютерные классы.

В Доме ученых состоялось совещание по теме: «Проект «Большой Саров»: выполнение поручений Президента Российской Федерации». Перед его началом члены делегации возложили цветы к памятнику Юлия Харитона.

В совещании приняли участие директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентин Костюков, научный руководитель ядерного центра Вячеслав Соловьев, почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ академик РАН Радий Илькаев и другие руководители ядерного центра.

Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев напомнил, что запуск проекта создания НЦФМ и филиала МГУ происходит в год 75-летия РФЯЦ-ВНИИЭФ и в Год науки и технологий:

«Здесь будет решаться важнейшая задача подготовки нового поколения ученых-теоретиков, тех самых Сахаровых и Курчатовых, которые должны сказать в будущем слово в мировых открытиях. НЦФМ станет толчком к повышению авторитета науки и вовлечению в эту сферу большего количества молодежи».

Он также сообщил, что в образовательном процессе будут задействованы уникальные экспериментальные установки РФЯЦ-ВНИИЭФ, чтобы молодые ученые со всей страны могли использовать возможности ядерного центра в интересах фундаментальной науки.

«Для создания Центра и филиала МГУ выбрано очень правильное время. Если мы промедлим, то просто отстанем. Филиал мы откроем 1 сентября. Он будет привлекательным, будет иметь очень сильных обучающихся, магистров, это могут быть специалисты, аспиранты. Он будет иметь выдающийся педагогический состав и хорошую среду», — отметил ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Подводя итоги визита, Дмитрий Чернышенко отметил, что сегодня, в эпоху стремительных изменений технологического уклада, научно-технологическое развитие – залог сохранения лидирующих позиций России в мире. Он поручил Минобрнауки России, Госкорпорации «Росатом» совместно с НИЦ «Курчатовский институт» в рамках реализации проекта проработать вопрос создания «Супер С-тау фабрики».

«Для достижения прорывов разработана национальная система, ключевыми элементами которой являются наука, высшее образование, бизнес и цифровые технологии. Национальный центр физики и математики и филиал МГУ им. Ломоносова позволят создать в Сарове условия для проведения уникальных исследований и достижения научных результатов мирового масштаба», — резюмировал вице-премьер.

Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) — федеральное государственное унитарное предприятие. Институт основан в 1946 году для реализации советского атомного проекта. Здесь были разработаны первые отечественные атомная и водородная бомбы. В настоящее время ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ — крупнейший научно-технический центр России, который успешно решает оборонные, научные и народнохозяйственные задачи. Основной задачей РФЯЦ-ВНИИЭФ было и остается обеспечение надежности и безопасности ядерного оружия России.

Фото на странице: https://www.atomic-energy.ru/news/2021/05/11/113721?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D