Паром Зибеля в модификации тяжелого парома ПВО на Ладоге
История боевого парома, который использовался и для транспортировки войск, и в качестве плавучих батарей ПВО, а иногда и артиллерийских кораблей поддержки, началась летом 1940 года. Разработка парома была напрямую связана с немецкими планами высадки на британские острова в рамках операции «Морской лев».
Процесс создания паромов Зибеля
Основным предназначением нового судна должна была стать переброска войск и грузов при форсировании Ла-Манша. Операция планировалась масштабной, немцам для её проведения понадобилось бы огромное количество высадочных средств, которых вермахту категорически не хватало. При этом разработать и построить корабли надо было в сжатые сроки, пока не ухудшится погода и не начнется сезон штормов.
Одним из предложенных вариантов высадочных средств и стали паромы Зибеля, получившие свое название по фамилии создателя – подполковника люфтваффе Фридриха Вильгельма Зибеля. Он был летчиком, конструктором и предпринимателем. Имел ещё до начала Второй мировой войны инженерное образование.
Образование пригодилось Зибелю, когда к нему обратились представители саперных частей вермахта, перед которыми стояла задача подготовить высадочные средства для переправы через Ла-Манш. В тот момент подполковник находился в Амьене на местном авиационном заводе и занимался восстановлением производства на предприятии. Обращение саперов, которые не особо надеялись на помощь флота, заинтересовало офицера. И он буквально там же предложил вариант с объединением двух понтонных секций.
Проект был максимально простым. Две параллельно расположенные понтонные секции соединялись между собой поперечными стальными балками. В движение конструкцию приводил авиационный мотор, установленный между понтонами на специальном пилоне. Первый вариант, созданный на скорую руку, испытали на озере под Берлином. Паром развивал скорость не более 4 узлов (7 км/ч) и не впечатлил военных. К тому же на нем не было палубы, он мог перевозить только пехоту и легкие грузы.
Подполковник Зибель и полковник финской армии Ярвинен, 1942 г.
Однако, как известно, аппетит приходит во время еды.
Новоиспеченного офицера люфтваффе, который до войны достаточно долго проработал в авиапромышленности, уже было за уши не оттащить от нового проекта. Разработка паромов продолжилась, при этом Зибель постоянно увеличивал их размеры.
Длину следующего парома увеличили в два раза, начав стыковать по два понтона тандемом. В общей сложности он состоял уже из четырех понтонов, поверх которых было решено делать стальную палубу. Это одновременно увеличивало прочность конструкции и позволяло перевозить на пароме тяжелые орудия или автомобильную технику.
Силовую остановку сделали комбинированной. Помимо авиационного мотора с тянущим воздушным винтом мощностью 450 л. с., использовались два автомобильных мотора с гребными винтами. Планировалось, что авиационный мотор будет главным движителем парома, а гребные винты в основном будут использоваться для маневрирования.
Удлиненная версия парома была успешно испытана и получила обозначение L.F.40 – «лёгкий паром образца 1940 года». Паром, который без груза весил 8 тонн, показал на испытаниях скорость 8 узлов (15 км/ч).
Модель понравилась военным. И они оформили заказ на 400 единиц, из которых готовы были 150. Дальнейший выпуск отменили по причине появления новых модификаций.
Тяжелый паром S.F.40 с авиационными двигателями и воздушными винтами
Уже 31 августа 1940 года на реке Эмс прошли успешные испытания нового парома. На этот раз тяжелой версии. Грузоподъемность и габариты выросли существенно. Количество понтонов в конструкции снова удвоилось. Тяжелый паром Зибеля получил обозначение S.F.40 (schwere fahre).
Первоначально каждый поплавок парома-катамарана собирался из четырех отдельных понтонных секций в единую конструкцию. Со временем от использования понтонов отказались полностью. В итоге поплавок стал на треть шире и состоял уже из 9 отдельных секций, которые последовательно крепились между собой.
Испытания данной модели на реке Эмс доказали удачность проекта.
Паром-катамаран продемонстрировал хорошую мореходность, а также отличную маневренность. Повороты производились уменьшением количества оборотов гребных винтов левого или правого поплавка. Причём паром Зибеля мог разворачиваться практически на одном месте. Скорость при этом сохранялась на уровне 8 узлов.
Уже в сентябре 1940 года были построены 27 первых тяжелых паромов. Все они отправились затем в Северную Африку.
Технические особенности тяжелых паромов Зибеля
Первая версия тяжелого парома, получившая обозначение S.F.40, имела максимальную длину 21,75 метра. Ширина парома по палубе составляла 14,2 метра. Максимальная осадка по сравнению с версией L.F.40 выросла вдвое и достигла 1,2 метра.
Вес парома без грузов составлял порядка 130 тонн. Грузоподъемность тяжелого парома Зибеля в этой версии доходила до 60 тонн (или 120 солдат с полным вооружением).
Экипаж в транспортном варианте состоял из 11–14 человек.
Тяжелый паром S.F.40 в модификации без воздушных винтов
Силовая установка была комбинированной. И включала в себя 4 автомобильных двигателя, которые устанавливались попарно в левом и правом поплавках.
Каждая пара двигателей работала на свой винт диаметром 60 см. Обычно использовались два типа автомобильных двигателей: лицензионная версия фордовского V-8 мощностью 78 л. с. или «Опель-Блиц» мощностью 68 л. с.
Основу силовой установки на версии S.F.40 составляли три дефорсированных авиационных двигателя BMW-VI с толкающими воздушными винтами (в совокупности 660 л. с).
От использования на паромах авиационных двигателей очень быстро отказались.
Во-первых, они издавали так много шума, что разговаривать, находясь на палубе, было просто невозможно.
Во-вторых, три авиационных мотора потребляли слишком много топлива. Экипажи предпочитали запускать их только в исключительных случаях.
Уже в 1941 году прошли испытания парома с дополнительным подвесным мотором, но без авиационных двигателей. Скорость снизилась только на пару узлов, при этом снятие с парома авиамоторов увеличило полезное пространство палубы и грузоподъемность, которая возросла до 70 тонн (или 250 солдат с вооружением). Версия получила обозначение S.F.41.
При этом именно как паромы Зибеля больше были известны версии, оснащенные только гребными винтами.
Данные паромы ещё чуть-чуть прибавили в размерах. Длина поплавков дошла до 24–26 метров. Ширина осталась прежней. Порожнее водоизмещение выросло до 130 тонн. А максимальная грузоподъемность до 100 тонн.
В качестве силовой установки использовались два дефорсированных авиационных двигателя BMW. Для сохранения моторесурса и экономии топлива их мощность снижали до 240 л. с. Каждый из них был полностью расположен в корпусе поплавка и работал на свой винт. Скорость хода таких паромов-катамаранов составляла 6–7 узлов. А дальность плавания доходила до 116 миль. При этом к 1944 году данный показатель удалось довести уже до 285 миль.
Начиная с 1943 года, начался выпуск паромов Зибеля (Siebelfahre) увеличенных размеров.
Основным отличием от предшественников стало появление на модели обтекаемого носа. Данное решение позволило увеличить скорость паромов до 11 узлов (20,4 км/ч), хотя ухудшало технологичность конструкции и простоту изготовления.
Модели 1943 года имели наибольшие размеры из всех паромов. Их длина достигала 32 метров. Порожнее водоизмещение выросло до 143 тонн. Грузоподъемность – до 169 тонн. Одновременно с этим выросла и максимальная осадка судна – до 1,75 метра.
Тяжелые и легкие паромы ПВО
Достаточно быстро немцы решили использовать десантно-высадочные средства и как плавучие батареи ПВО, и как корабли артиллерийской поддержки.
Так как паромы Зибеля проходили по ведомству люфтваффе, на них массово устанавливалась зенитная артиллерия. Изначально на паромах 1940 года имелся всего один зенитный пулемет. Но уже на модификации 1941 года, которая использовалась для перевозок в Северную Африку, появилась одна 37-мм зенитная пушка и два 20-мм зенитных автомата.
Тяжелый паром ПВО (Siebelfähre 40 Schwere Flakkampffähre)
Следующим шагом стало появление легких и тяжелых паромов ПВО.
В версии тяжелого парома ПВО (Siebelfähre 40 Schwere Flakkampffähre) на катамаран устанавливалось до 3–4 знаменитых зенитных 88-мм орудий, которые могли дополняться вспомогательными огневыми средствами. Например, двумя 20-мм зенитными автоматами.
На таких паромах бронировалась только рубка. Бронирование её стенок составляло 10 мм. Такую же толщину брони имели щиты 88-мм флаков, остальной корпус представлял собой обычную конструкционную сталь. Экипаж таких паромов доходил до 47 человек.
В версии легкого парома ПВО (Siebelfähre 40 Leichte Flakkampffähre) вооружение было представлено малокалиберной артиллерией. С 1942 года массово использовался следующий состав вооружения: четыре «фирлинга» (счетверенных 20-мм автомата C/38 – морская версия Flakvierling 38), размещенных на носовых и кормовых секциях парома. А также одно 37-мм автоматическое орудие Flak-Lafette C/36 (морская версия установки FlaK 36) на центральной надстройке. Экипаж такого парома доходил до 42 человек.
Легкий паром ПВО (Siebelfähre 40 Leichte Flakkampffähre) на Ладоге
При этом состав и количество вооружения часто менялись.
По дошедшим до нас фотографиям и кинохронике можно говорить о самых различных комбинациях малокалиберной зенитной артиллерии и 88-мм зенитных пушек.
В то же время даже в версии легкого парома ПВО состав зенитного вооружения парома Зибеля приблизительно соответствовал эскадренным миноносцам тех лет.
Оценка проекта
Универсальные боевые паромы Зибеля получились несколько дороже, чем планировалось изначально. Да и конструкция их со временем стала более сложной.
Но, несмотря на это, свою роль в войне они сыграли, зарекомендовав себя универсальным боевым средством. Они использовались для перевозки войск и грузов, в качестве паромов ПВО и средств артиллерийской поддержки и даже в версии минных заградителей.
Производство паромов велось практически на протяжении всей войны. Технологичность конструкции позволяла собирать паромы Зибеля даже на небольших по размерам предприятиях. В том числе на территории оккупированных гитлеровцами стран.
Всего было построено как минимум 150 легких паромов L.F.40, на смену которым пришли тяжелые паромы Зибеля S.F.40/41/43.
В период с сентября 1940 по 1945 год было построено как минимум 393 тяжелых парома Зибеля. По крайней мере, серия десантных паромов-катамаранов типа «Siebel» (согласно сквозной нумерации) заканчивалась на пароме «SF-393».
Паром Зибеля перевозит два танка Pz.III Ausf.L и тяжелый танк Тигр в Тунис, 1943 г.
Проектируемые для переброски войск через Ла-Манш паромы Зибеля отметились в итоге на всех театрах военных действий в Европе.
Они использовались в Средиземном и на Черном морях, воевали на Балтике.
Возможность разборки и перевозки паромов в виде отдельных секций железнодорожным транспортом позволила использовать «Зибели» и на озерах. В частности, они успели повоевать на Ладоге и на Чудском озере.
При этом основным недостатком паромов всю войну были не их технические особенности или недостатки конструкции, а ведомственная принадлежность. Созданный инженером люфтваффе паром производился для ВВС Германии и подчинялся ведомству Геринга со всеми вытекающими из этого последствиями.
Команды таких паромов не имели должной морской и навигационной подготовки, что ярче всего проявилось на Ладоге летом-осенью 1942 года. Проведенная здесь операция «Бразиль» в октябре 1942 года закончилась полным провалом. Вышедшая к острову Сухо эскадра из 38 вымпелов, в составе которой было 11 артиллерийских паромов Зибеля (7 тяжелых и 4 легких), три транспортных, штабной и госпитальный паромы, закончилась ничем. Немцы при этом понесли ощутимые потери в людях и технике.
Советские войска переправляются через водную преграду на захваченном пароме Зибеля
Главным образом паромы Зибеля использовались всё-таки по прямому назначению.
С 1943 года они активно применялись для переброски войск и грузов. Но уже не для высадки десантов, а для эвакуации немецких войск, которые отступали на всех фронтах под ударами армий союзников.
При этом некоторые захваченные паромы в СССР были отремонтированы и задействованы в операциях уже против немцев.
Наиболее грозные варианты, вооруженные знаменитыми 88-мм зенитными орудиями, использовались как плавучие средства ПВО, а также в роли эскортных или ударных судов.
Но в роли последних они использовались гораздо реже в отличие от своих флотских коллег – лихтеров типа MNL, которые в советской, а затем уже и в российской классификации более известны, как быстроходные десантные баржи.
Источник: topwar.ru