Неопределенность с прекращением авиаперелетов в Израиль из-за вооруженного конфликта может сказаться на рынке нефти только в одном случае, сообщил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Иностранные авиакомпании продолжают массово отменять рейсы в Израиль в связи с обострением израильско-палестинского конфликта. Как сообщает местное подразделение газеты Globes, последние оставшиеся рейсы должны были осуществить авиакомпании Flydubai и Etihad Airways из Объединенных Арабских Эмиратов, но и они исчезли из расписания. Полеты продолжают осуществлять, по данным Globes, только израильские авиакомпании.
Конфликт вызвал путаницу в СМИ
Высокопоставленный источник в авиационной сфере, на который ссылается РИА Новости, опроверг полную приостановку полетов зарубежных авиакомпаний в страну, заявив, что иностранные авиаперевозчики продолжают летать в Израиль, невзирая на обстрелы из сектора Газа. Кроме того, в публикации РИА Новости говорится, что «запланированы рейсы сразу нескольких иностранных авиакомпаний, в том числе Bluebird, грузинских, турецких и болгарских авиалиний».
Информационный портал
Haaretz, в свою очередь, сообщает, что рейсы в Израиль совершают «Эфиопские авиалинии», а также Fly Dubai и Aegean Airlines, израильский перевозчик El Al и местные авиакомпании Israir и Arkia. Первыми, кто прекратил полеты, стали Delta, United Airlines, Lufthansa и British Airways.
В любом случае даже частичная приостановка полетов в то или иное государство, говорит собеседник ФБА «Экономика сегодня», скажется на благополучии авиакомпаний, переживающих затяжные последствия пандемии коронавирусной инфекции. Спорным можно назвать лишь влияние палестино-израильского конфликта на рынок энергоресурсов и спрос на нефтепродукты.
«Остановка полетов в какую-то одну конкретную страну не превратится в глобальный фактор, который в мировом масштабе существенно изменит цены на нефть, потому что есть другие, более значимые аспекты.
В их числе скорость вакцинации от коронавируса во всех странах. Например, если бы она происходила быстрее, то ускорилось бы восстановление спроса на топливо или другие нефтепродукты, а прекращение рейсов в Израиль прошло бы незаметно и ничего фундаментально не изменило», – проясняет эксперт.
Медленные темпы массовой вакцинации населения, добавляет Станислав Митрахович, также неспособны усилить влияние остановки авиаперевозок в Израиль сразу несколькими международными компаниями на фоне вооруженного конфликта.
Столкновения между арабскими протестующими и израильской полицией в районе мечети Аль-Акса начались после рассмотрения в израильском суде вопроса о выселении нескольких палестинских семей из их домов в районе Храмовой горы в Иерусалиме.
Палестинцы считают действия Израиля по выселению людей незаконными, в то время как в организации «Нахалат Шимон», обратившейся в суд, уверены, что право на дома имеют еврейские переселенцы.
Протесты и противоречия стали причиной эскалации палестино-израильского конфликта, а 10 мая в ситуацию вмешалась радикальная группировка ХАМАС. Ее представители выступили с требованием к израильским властям убрать полицию от участников акций.
Израиль отказался выполнить требования, в результате чего стороны начали взаимные ракетные обстрелы, ставшие причиной гибели мирных жителей.
Реакция рынка предсказуема
Аэропорт Тель-Авива прекратил принимать рейсы 14 мая, поэтому самолеты перенаправляли в аэропорт Рамон на юге страны. Ряд крупных авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот», Delta и American Airlines, в тот день отменили полеты в Тель-Авив.
Сразу после вооруженных нападений в Израиле Росавиация порекомендовала авиакомпаниям избегать район Палестины и Израиля в пользу «наиболее безопасных (альтернативных) маршрутов и режимов полетов, гарантирующих безопасное выполнение международных воздушных перевозок». Россия пока не возобновила туристическое авиасообщение с Израилем.
Тем не менее, рассуждает Станислав Митрахович, ждать снижения стоимости нефти по причине того, что она стала менее востребованной из-за палестино-израильского конфликта, не стоит.
«В зависимости от военно-политической ситуации в Израиле и вокруг него может произойти обратное – стоимость подрастет. Если конфликт выйдет за пределы страны и перерастет в конфронтацию с другим государством, возникнет риск масштабного противостояния.
В таком случае влияние на рынок нефти усилится, особенно если возникнет угроза транспортным маршрутам, например Суэцкому каналу, Ормузскому проливу, Персидскому заливу или в Восточном Средиземноморье», – предполагает эксперт.
Условное распространение последствий палестино-израильского конфликта на другие территории, уверен Станислав Митрахович, рискует обернуться угрозой нормализации отношений Израиля с Турцией и Кипром на фоне строительства газопровода через эти страны в Европу.
Источник: rueconomics.ru