С учётом того, что стратегические бомбардировщики B-29 Superfortress могли действовать на высоте более 9 км, для борьбы с ними требовались тяжелые зенитные орудия, обладающие высокими баллистическими характеристиками. Однако в ходе опустошительных вылетов против японских городов с использованием кассетных зажигательных бомб, в ряде случаев бомбометание в ночное время осуществлялось с высоты не более 1500 м. При этом существовала вероятность поражения «Суперкрепости» огнём малокалиберных зенитных автоматов. Кроме того, незадолго до окончания боевых действий к нанесению ударов по целям, расположенным на японских островах, подключилась палубная авиация ВМС США, а также истребители Р-51D Mustang и P-47D Thunderbolt, базирующиеся на сухопутных аэродромах. Американские истребители, нанося бомбово-штурмовые удары с использованием реактивных снарядов и крупнокалиберных пулемётов, действовали на малых высотах и были уязвимы к огню автоматических зенитных установок калибра 20–40 мм.
Японские 20-мм зенитные автоматы
Наиболее распространенной японской зенитной установкой калибра 20 мм в годы Второй мировой являлась автоматическая пушка Type 98. Эта система разрабатывалась как оружие двойного назначения: для борьбы с легкой бронетехникой и для противодействия авиации, действующей на малых высотах.
Автоматическая пушка Type 98, принятая на вооружение в 1938 году, по своей конструкции повторяла 13,2-мм пулемет Hotchkiss М1929, лицензию на производство которого японское правительство приобрело у Франции. Впервые пушки Type 98 вступили в бой в 1939 году в окрестностях реки Халхин-Гол.
Для стрельбы из Type 98 применялся выстрел 20×124 мм, используемый также в противотанковом ружье Type 97. 20-мм бронебойно-трассирующий снаряд массой 109 г покидал ствол длиной 1400 мм с начальной скоростью 835 м/с. На дистанции 250 м по нормали он пробивал 20-мм броню.
20-мм автоматическая зенитная пушка Type 98 с колёсным ходом
Масса установки с деревянными колёсами составляла 373 кг. И она могла буксироваться конной упряжкой или лёгким грузовиком со скоростью до 15 км/ч. На боевой позиции зенитка вывешивалась на трёх опорах. Зенитная установка имела возможность вести огонь в секторе 360°, углы вертикальной наводки: от –5° до +85°. В случае острой необходимости огонь можно было вести с колёс, но точность при этом падала. Питание велось из магазина на 20 патронов. Темп стрельбы составлял 280–300 выстр./мин. Боевая скорострельность – 120 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы – 5,3 км. Эффективная дальность стрельбы была примерно в два раза меньше. Досягаемость по высоте – около 1500 м.
20-мм автоматическая пушка Type 98 в боевом положении
Опытный расчёт из шести человек мог привести зенитную установку в боевое положение за три минуты. Для горнострелковых частей выпускалась разборная модификация, отдельные части которой можно было транспортировать во вьюках.
Производство малокалиберной зенитной установки Type 98 продолжалось до августа 1945 года. В войска было отправлено около 2400 20-мм зенитных автоматов.
В 1942 году на вооружение поступила 20-мм зенитка Type 2. Этот образец был создан, благодаря военно-техническому сотрудничеству с Германией, и представлял собой 20-мм зенитный автомат 2,0 cm Flak 38, адаптированный под японский боеприпас.
По сравнению с Type 98, это была гораздо более совершенная установка, обладавшая большей надёжностью и скорострельностью. Масса Type 2 в боевом положении составляла 460 кг. Темп стрельбы – до 480 выстр./мин. Горизонтальная дальность и досягаемость по высоте соответствовали Type 98, но эффективность зенитного огня существенно возросла.
Автоматический построительный прицел Type 2 позволял вводить вертикальные и боковые упреждения. Входные данные в прицел вводились вручную и определялись на глаз, кроме дальности, которая измерялась стереодальномером. Вместе с зенитным орудием была получена документация на прибор управления зенитным огнём, который мог одновременно передавать данные и координировать огонь батареи из шести зенитных автоматов, что существенно повышало эффективность стрельбы.
В 1944 году с использованием артиллерийской части Type 2 была создана спаренная 20-мм зенитная установка Type 4.
До момента капитуляции Японии удалось сделать приблизительно 500 Type 2 и 200 спарок Type 4. Их выпускали как в буксируемом варианте, так и на тумбах, которые могли монтироваться на палубах боевых кораблей или на стационарных позициях.
Для подразделений ПВО японских танковых дивизий выпустили несколько десятков 20-мм зенитных самоходных установок. Наиболее массовой стала установка на базе трёхосного грузовика Type 94 (Isuzu TU-10).
Впрочем, небольшое количество 20-мм автоматов было размещено на шасси полугусеничных транспортёров и лёгких танков.
Японские 20-мм зенитные установки в основном стояли на вооружении армейских подразделений ПВО полкового и дивизионного звена. Они активно использовались императорской армией на всех участках сухопутных сражений: не только против авиации союзников, но и против бронетехники.
В то же время в противовоздушной обороне японских островов 20-мм зениток было не много. Большая часть зенитных автоматов Type 98 и Type 2 была потеряна на оккупированных территориях в ходе оборонительных сражений 1944–1945 гг.
Японские 25-мм зенитные автоматы
Наиболее известной и широко распространенной японской скорострельной зенитной установкой стала 25-мм Type 96, которая выпускалась в одноствольном, спаренном и строенном вариантах. Она являлась основным лёгким зенитным средством японского флота и очень активно использовалась в сухопутных подразделениях ПВО. Эта автоматическая зенитная пушка была разработана в 1936 году на основе орудия Mitrailleuse de 25 mm contre-aéroplanes, выпущенного французской фирмой Hotchkiss. Основным отличием японского образца от оригинала стало оснащение пламегасителем немецкой фирмы Rheinmetall и некоторые отличия в станке.
Часть строенных установок, размещенных на стационарных позициях в окрестностях военно-морских баз и крупных аэродромов, в автоматизированном режиме с помощью электроприводов наводилась по данным ПУАЗО Type 95, а стрелкам лишь оставалось нажимать гашетку. Одиночные и спаренные 25-мм зенитные автоматы наводились только вручную.
25-мм установка Type 96 в Военном музее Китайской народной революции
Одноствольная 25-мм зенитная установка весила 790 кг, спаренная – 1112 кг, строенная – 1780 кг. Одноствольные и спаренные установки являлись буксируемыми, при развертывании на огневой позиции колёсный ход отделялся. Помимо буксируемого варианта существовала одноствольная 25-мм тумбовая установка.
Спаренная автоматическая 25-мм зенитная установка Type 96, захваченная американцами на острове Кыска
Спаренные и строенные установки, предназначенные для размещения на боевых кораблях и на капитальных хорошо укреплённых позициях, перемещались на грузовых платформах и монтировались на месте при помощи подъёмных устройств.
Строенная 25-мм зенитная установка на крейсере Оёдо
Такие зенитные автоматы для повышения мобильности нередко ставили на железнодорожные платформы, тяжелые грузовики и буксируемые прицепы. Одноствольную установку обслуживало 4 человека, спаренную – 7 человек, строенную – 9 человек.
Питание всех 25-мм зенитных установок осуществлялось из магазинов на 15 патронов. Максимальный темп стрельбы одноствольного автомата не превышал 250 выстр./мин. Практическая скорострельность: 100–120 выстр./мин. Углы вертикальной наводки: от –10° до +85°. Эффективная дальность стрельбы – до 3000 м. Досягаемость по высоте – 2000 м. В боекомплект могли входить: фугасно-зажигательные, осколочно-трассирующие, бронебойные и бронебойно-трассирующие снаряды.
По поражающему эффекту 25-мм снаряды значительно превосходили снаряды, входившие в боекомплект 20-мм зенитных автоматов Type 98 и Type 2. Фугасно-зажигательный 25-мм снаряд массой 240 г покидал ствол с начальной скоростью 890 м/с и содержал 10 г взрывчатки. В дюралевом 3-мм листе он образовывал пробоину, площадь которой была примерно в два раза больше, чем при взрыве 20-мм снаряда, содержавшего 3 г взрывчатого вещества. На дистанции 200 метров бронебойный снаряд массой 260 г, с начальной скоростью 870 м/с при попадании под прямым углом мог пробить броню толщиной 30 мм. Для уверенного поражения однодвигательного боевого самолёта в большинстве случаев было достаточно 2–3 попаданий 25-мм бронебойно-трассирующих снарядов или 1–2 попаданий фугасно-зажигательных снарядов.
Строенная 25-мм зенитная установка, захваченная американцами в ходе сражения за Гуадалканал
С учетом того, что японская промышленность выпустила около 33000 25-мм установок, и Type 96 получили широкое распространение, именно расчёты этих установок сбили больше всех американских боевых самолётов, действовавших на малых высотах, чем остальные вместе взятые японские зенитки.
Спаренная 25-мм зенитная установка на огневой позиции
Впервые 25-мм зенитные автоматы, размещённые на японских островах, открыли огонь по американским бомбардировщикам 18 апреля 1942 года. Это были двухмоторные В-25В Mitchell, поднявшиеся с авианосца USS Hornet в западной части Тихого океана.
Впоследствии скорострельные установки Type 96 участвовали в отражении налётов В-29, когда те на малой высоте ночью атаковали зажигательными бомбами Токио и другие японские города. Однако с учётом того, что 25-мм зенитки в большинстве случаев вели неприцельный заградительный огонь, вероятность поражения бомбардировщиков была небольшой.
Американский дальний бомбардировщик В-29 был очень крупным, крепким и живучим самолётом, и одиночные попадания 25-мм снарядов в большинстве случаев не наносили ему критических повреждений. Неоднократно зафиксированы случаи, когда «Суперкрепости» успешно возвращались после очень близких разрывов 75-мм зенитных снарядов.
Японские 40-мм зенитные автоматы
До середины 1930-х годов Великобритания поставляла в Японию 40-мм зенитные автоматы Vickers Марк VIII, известные также как «пом-пом». Эти скорострельные орудия с водяным охлаждением предназначались для обеспечения ПВО боевых кораблей всех классов. Всего японцы получили около 500 британских 40-мм автоматических зениток. В Японии они имели обозначение Type 91 или 40 mm/62 «HI» Shiki и использовались в одинарных и спаренных установках.
40-мм морской зенитный автомат Type 91
Зенитный автомат Type 91 весил 281 кг, общая масса одноствольной установки превышала 700 кг. Питание осуществлялось из ленты на 50 выстрелов. Для повышения скорострельности японцы пытались использовать ленту вдвое большего размера, но из-за снижения надёжности подачи снарядов от этого отказались. И без того стандартную ленту перед применением для лучшей протяжки приходилось тщательно смазывать.
40-мм установка Type 91 имела возможность вести огонь в секторе 360°, углы вертикальной наводки: от –5° до +85°. Темп стрельбы составлял 200 выстр./мин., практическая скорострельность 90–100 выстр./мин.
Для конца 1920-х годов «пом-пом» являлся вполне удовлетворительным зенитным орудием, но к началу Второй мировой он устарел. При достаточно высоком темпе стрельбы, моряков перестала устраивать дальность поражения воздушных целей. Причиной этого был слабый боеприпас размерности 40х158R. 40-мм снаряд весом 900 г покидал ствол с начальной скоростью 600 м/с, при этом эффективная дальность стрельбы по быстро перемещающимся воздушным целям немногим превышала 1000 м. В британском флоте для увеличения дальнобойности «пом-помов» использовались высокоскоростные снаряды с начальной скоростью 732 м/с. Однако в Японии такие боеприпасы не использовались.
В связи с недостаточной дальностью стрельбы и малой досягаемостью по высоте в конце 1930-х годов на основных типах японских боевых кораблей автоматы Type 91 были вытеснены 25-мм зенитками Type 96. Большая часть освободившихся 40-мм зениток с ленточным питанием перекочевала на вспомогательные суда и войсковые транспорты.
Приблизительно третью часть установок Type 91 разместили на берегу в окрестностях военно-морских баз. Несколько «пом-помов» были в исправном виде захвачены КМП США на освобождённых от японцев островах.
С учётом того, что у устаревших 40-мм зенитных автоматов была недостаточная досягаемость по высоте, они не представляли особой угрозу для четырёхмоторных В-29, даже когда те снижались для бомбометания зажигательными бомбами. А вот самолёты американской палубной авиации, «Тандерболты» и «Мустанги», зенитные установки Type 91 сбить могли. Попадания одного 40-мм осколочно-трассирующего снаряда, содержавшего 71 г взрывчатки, для этого было вполне достаточно.
В 1930–1940-е годы 40-мм орудие Bofors L/60 являлось эталоном зенитного автомата такого класса. При массе около 2000 кг эта установка обеспечивала поражение воздушных целей, летящих на высоте 3800 м и дальности до 4500 м. Слаженно действующие заряжающие обеспечивали скорострельность – до 120 выстр./мин. Начальная скорость у 40-мм «Бофорса» была на треть выше, чем у «пом-пома» – снаряд массой 900 г разгонялся в стволе до 900 м/с.
В ходе боевых действий у японских пилотов не раз была возможность убедиться в боевой эффективности зенитных орудий Bofors L/60, имевшихся у американцев, британцев и голландцев. Попадание одного 40-мм снаряда в большинстве случаев оказывалось фатальным для любого японского самолёта, а точность стрельбы, когда зенитку обслуживал хорошо подготовленный расчёт, оказывалась весьма высокой.
После оккупации Японией ряда колоний, принадлежавших Нидерландам и Великобритании, в распоряжении японской армии оказалось больше сотни буксируемых 40-мм зенитных автоматов Bofors L/60 и значительное количество боеприпасов к ним.
С учётом того, что такие трофейные зенитки представляли большую ценность в глазах японских военных, они организовали их подъём с затопленных на мелководье кораблей.
Бывшие голландские морские зенитные установки Hazemeyer, в которых использовались спаренные 40-мм автоматы, стационарно устанавливались на берегу и применялись японцами при обороне островов.
С учётом того, что вооруженные силы Японии остро нуждались в скорострельных зенитках, обладавших более высокой эффективной дальностью стрельбы, чем 25-мм Type 96, в начале 1943 года было предпринято решение скопировать и начать серийное производство Bofors L/60.
Изначально на производственных мощностях военно-морского арсенала Йокосука предполагалось наладить выпуск спаренных 40-мм зенитных автоматов, аналогичных голландской установке Hazemeyer, и буксируемых сухопутных зениток.
Однако в связи с тем, что у японских инженеров отсутствовала необходимая техническая документация, а промышленность оказалась не в состоянии изготавливать детали с требуемыми допусками, фактически удалось освоить полукустарное производство японской нелицензионной версии 40-мм «Бофорса», получившей обозначение Type 5.
С конца 1944 года в артиллерийских мастерских Йокосука ценой героических усилий выпускали 5–8 буксируемых зенитных орудий в месяц, а корабельные «спарки» были построены в количестве нескольких экземпляров. Несмотря на индивидуальную подгонку деталей, качество и надёжность японских 40-мм зенитных автоматов было очень низким. В войска поступило несколько десятков орудий Type 5. Но по причине неудовлетворительной надёжности и малочисленности влияния на ход боевых действий они не оказали.
Анализ боевых возможностей японских малокалиберных зенитных автоматов
Японские 20-мм зенитки в целом вполне соответствовали своему предназначению. Однако с учётом того, что в 1945 году численность императорской армии была приблизительно 5 млн человек, 20-мм автоматов, выпущенных в количестве немногим более 3000 единиц, было явно недостаточно.
25-мм зенитные автоматы достаточно широко использовались во флоте и сухопутных войсках, но их характеристики нельзя считать оптимальными. Так как питание осуществлялось из магазинов на 15 патронов, практическая скорострельность была низкой. Для такого калибра больше бы подошла зенитная установка с ленточным питанием. Но в 1930-е годы японцы не имели необходимой конструкторско-оружейной школы. И предпочли скопировать готовый французский образец.
Существенным минусом являлось только воздушное охлаждение стволов орудий даже на кораблях, сокращавшее длительность непрерывной стрельбы. Системы управления зенитным огнём также оставляли желать лучшего, и их было явно недостаточно. Одиночные зенитные автоматы, являющиеся наиболее мобильными, оснащались примитивным зенитным прицелом, что, безусловно, отрицательно сказывалось на эффективности стрельбы по воздушным целям.
40-мм «пом-помы», закупленные в Великобритании, к концу 1930-х годов явно устарели. И не могли считаться эффективным средством ПВО. Весьма совершенных 40-мм Bofors L/60 японцы захватили относительно немного, а довести до приемлемого уровня нелицензионную копию Type 5 им не удалось.
Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать, что японские малокалиберные зенитные установки в силу организационных, конструктивных и производственных проблем не справились с поставленными перед ними задачами. И не обеспечили надёжного прикрытия своих войск от маловысотных ударов штурмовиков и бомбардировщиков.
Военная промышленность Японии не смогла наладить массовое производство с необходимым качеством наиболее востребованных зенитных автоматов. Кроме того, острое соперничество между армией и флотом привело к тому, что большая часть наиболее массовых 25-мм зениток устанавливалась на боевых кораблях, а сухопутные подразделения были слабо защищены от налётов вражеской авиации.
Продолжение следует…
Источник: topwar.ru