Пятое поколение сталкивается с вполне очевидными трудностями, свойственными любой новой технике. Доведение этих машин до полностью боеспособного состояния может занять годы. Таким образом, сейчас, как и в конце века, основой мощи ВВС (даже если мы говорим про ведущие западные страны) являются машины предыдущего поколения – четвертого. По некоторым показателям они ничем не уступают тому же F-35.
В наши дни можно выделить несколько истребителей поколения 4+(+), которые могут составить реальную конкуренцию полноценным «невидимкам». Среди них американские, европейские и российские машины.
F-15EX
Главное авиационное событие начала февраля – первый полет глубоко модернизированного истребителя F-15 для ВВС США, получившего обозначение F-15EX. Он состоялся 2 февраля на предприятии корпорации Boeing в Сент-Луисе.
Детально анализировать летно-технические характеристики новой машины не имеет смысла: в наше время «сухие» цифры о дальности полета, максимальной скорости и потолке мало о чем говорят. Куда важней, например, меры по снижению радиолокационной заметности (хотя про это разработчики редко говорят «вслух»).
Впрочем, F-15EX имеет свои ярко выраженные достоинства, которые выделяют его на фоне любого самолета.
Это, прежде всего, состав вооружения. Самолет может нести до 22 управляемых ракет класса «воздух-воздух». Это больше, чем может взять любой другой истребитель, включая машины пятого поколения: по крайней мере, в рамках существующих конфигураций вооружений. Также машина сможет применять широкий арсенал вооружений класса «воздух-поверхность», включая перспективные гиперзвуковые образцы.
Двухместный истребитель имеет мощную радиолокационную станцию AN/APG-82 с активной фазированной антенной решеткой, способную, вероятно, эффективно обнаруживать даже малозаметные истребители (вопрос дальности их обнаружения остается открытым). По некоторым данным, ВВС США хотят в конечном счете получить около 200 новых истребителей. Их рассматривают, прежде всего, в качестве замены для стремительно устаревающих F-15C/D.
F/A-18 Block III Super Hornet
Если мощнейшей «четверкой» ВВС США будет модернизированный F-15, то для американских ВМС Boeing преподнес «подарок» в виде обновленной версии Super Hornet. Первый испытательный полет машина совершила в прошлом году. Поднявшийся в небо самолет похож на «обычный» F/A-18E/F: насколько можно судить, он стал чем-то вроде испытательного стенда.
Серийные машины получат очень заметные улучшения. Прежде всего, обращают на себя внимание конформные топливные баки, которые увеличивают боевой радиус. Среди других улучшений – обновленный инфракрасный подвесной контейнер Infrared Search and Track (IRST) и крупный сенсорный дисплей к кабине пилота.
В широком смысле IRST нельзя назвать чем-то новым. Однако современные технологии делают его максимально чувствительным, что, например, позволит более эффективно выявлять малозаметные самолеты. При этом нужно понимать, что IRST Block II никогда не будет полноценной заменой радару.
Еще одно важное улучшение F/A-18 Block III Super Hornet – новый дисплей в кабине, имеющий размер 10×19 дюймов. Он сильно контрастирует с «миниатюрными» (по современным меркам, конечно) дисплеями ранних версий Super Hornet. В современной войне, когда летчику приходится иметь дело с огромным массивом данных, это принципиально важное улучшение.
Dassault Rafale
Французский Rafale в представлении не нуждается.
Если вкратце, машина совмещает в себе отличные летно-техническая данные, уменьшенную радиолокационную заметность (однако «стелсом» в классическом понимании она все же не является) и очень широкий набор вооружений.
Существует три версии: Rafale C (одноместный сухопутный вариант), Rafale M (одноместный морской вариант) и Rafale B (двухместный сухопутный вариант).
По ходу жизни машина получила множество обновлений. Одно из главных – современная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой Thales RBE2. Напомним, до недавнего времени в арсенале российских ВКС не было ни одного истребителя с РЛС такого типа.
Несомненным достоинством Rafale, выделяющим его на фоне заокеанских машин, стала новейшая ракета класса «воздух-воздух» MBDA Meteor большой дальности, оснащенная маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, позволяющим поддерживать высочайшую скорость полёта на всей траектории, вплоть до попадания в цель (скорость полета ракеты – более М=4).
Дальность стрельбы ракеты составляет 100 километров. Однако нужно полагать, что при стрельбе по высокоманевренной цели типа «истребитель» эффективная дальность будет все же существенно меньшей. Тем не менее, ряд западных обозревателей считают Meteor самой опасной ракетой класса «воздух-воздух», а Dassault Rafale – одним из самых смертоносных истребителей на Земле.
Eurofighter Typhoon
Эту машину можно назвать «обделенной вниманием».
Тем не менее, по сумме летно-технических качеств она (как минимум) не уступает Rafale. А, вероятнее всего, даже несколько превосходит французский самолет.
Если говорить о вооружении, то машины схожи. Typhoon, как и Dassault Rafale, может применять ракету MBDA Meteor.
Одна из особенностей машины – возможность нести ракеты типа Brimstone. Благодаря малой массе (около 50 кг) и габаритам один истребитель теоретически может брать до 18 таких изделий.
Настоящей же революцией здесь может стать ее развитие в лице SPEAR3, которая, кроме прочего, имеет дальность до 140 километров. Летные испытания демонстраторов ракеты SPEAR с самолета Eurofighter Typhoon начали в 2014 году, а контракт на сумму 550 миллионов фунтов стерлингов на покупку SPEAR3 министерство обороны Великобритании заключило в январе 2021 года.
Слабым местом Eurofighter Typhoon остается радиолокационная станция. Самолет оснащен относительно старой РЛС CAPTOR. В будущем ее заменят.
Напомним, в прошлом году Airbus получила крупный контракт на установку радиолокационной станции Captor-E с АФАР на истребители Eurofighter Typhoon ВВС Германии и часть испанских «Тайфунов». Также в 2020-м контракт на оснащение новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой подписало минобороны Великобритании.
Су-35С
Наиболее мощным и современным российским истребителем поколения 4+(+), несомненно, является Су-35С. Ранее появились данные про модернизацию Су-30СМ, предполагающую, в частности, установку двигателя АЛ-41Ф-1С (такого же, как на Су-35С).
Однако даже в этом случае истребитель Су-35С останется более совершенной машиной, оснащенной относительно современной РЛС с фазированной антенной решеткой «Н035 Ирбис», которая, если верить имеющейся информации, весьма существенно превосходит радиолокационную станцию Су-30СМ Н0011М «Барс».
При всех своих достоинствах «СМ» представляет собой в широком смысле «русифицированный» вариант экспортного Су-30МКИ: машины, весьма успешной на рынке, однако далеко не новой.
Среди главных достоинств ее последователя в лице Су-35С – передовая оптико-локационная станция ОЛС-35, повышающая шансы при встрече с пятым поколением, а также выдающиеся показатели маневренности и отличная дальность полета.
Одна из главных «изюминок» – возможность применения ракеты «воздух-воздух» Р-37М, дальность которой по некоторым данным достигает 300 километров. Ранее ракеты с такими показателями несли только российские перехватчики на базе МиГ-31.
В сумме с возможностью нести ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ (условный аналог американского AMRAAM), Р-27Т/ЭТ с инфракрасной головкой самонаведения, а также Р-73 малой дальности – арсенал для поражения воздушных целей более чем внушительный.
Источник: topwar.ru