Один из концептов перспективного истребителя от Boeing
В ведущих странах разработаны и доведены до производства несколько истребителей нового 5 поколения. Также начинаются работы по следующему 6-му. Какими окажутся самолеты будущего, пока не ясно, но уже высказываются различные предположения и идеи. Так, недавно свое мнение по актуальному вопросу раскрыла американская компания Raytheon Technologies Intelligence & Space.
С точки зрения подрядчика
Известно, что в США уже разрабатывается перспективный самолет-истребитель, и этот проект уже дошел до испытаний демонстратора технологий. При этом, насколько известно, полный технический облик будущего боевого самолета еще не определен, что требует проведения новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это привлекает различные коммерческие организации, которые готовы поучаствовать в создании нового поколения истребителей – в рамках выгодных контрактов.
Одним из потенциальных участников новых проектов является компания Raytheon, выпускающая авиационное оборудование, вооружение и т.д. Она не планирует создавать собственные авиационные платформы, но готова помогать авиастроительным компаниям путем разработки и поставки необходимых приборов и изделий.
Значительный вклад в общий потенциал истребителя современного 5 поколения вносит бортовая электроника, и в следующем 6-м такие тенденции сохранятся. Это увеличивает роль и ответственность разработчика оборудования – компании «Рейтеон» или иной организации. Понимая это, в компании изучают существующие технологические возможности и ищут пути дальнейшего развития техники.
Проект «Боинга» от 2016 г.
Как сообщает издание Aerotech News, 13 апреля Raytheon Technologies Intelligence & Space провела онлайн-конференцию на тему тенденций развития авиационного оборудования в контексте следующего поколения истребителей. Представители компании назвали шесть основных процессов, которые они ожидают в будущем, при создании новой авиационной технике. При этом речь пока идет только об общих идеях, но не о конкретных платформах и образцах.
Шесть прогнозов
В «Рейтеон» полагают, что для новых самолетов будут разрабатываться комплексы БРЭО на основе многофункциональной аппаратной части, дополненной адаптируемым программным обеспечением. В качестве примера приводится гипотетическая радиоэлектронная система, совмещающая функции радиолокатора, станции РЭБ и средств связи. Такая архитектура БРЭО изменит базовые подходы к использованию приборного оснащения: отдельные устройства будут заменяться соответствующими программными модулями.
Второй прогноз предусматривает превращение боевого самолета в «летающий центр обработки данных». Истребитель получит набор высокопроизводительных вычислительных средств, в т.ч. с искусственным интеллектом. Это ускорит и сделает более эффективными процессы обработки данных, и БРЭО поможет летчику принимать правильные решения в обстановке любой сложности.
Третья тенденция заключается в создании комбинированных пилотируемо-беспилотных звеньев «Manned-unmanned teaming» (MUM-T). Истребитель 6 поколения будет управляться пилотом, при участии собственного искусственного интеллекта. Вместе с ним будут работать беспилотные самолеты с ИИ, выполняющие команды ведущего. Развитие ИИ позволит повысить самостоятельность ведомых БПЛА.
Предложение от Lockheed Martin
В «Рейтеон» ожидают, что истребители следующего поколения получат возможность самостоятельной посадки на авианосец. Необходимые технологии уже существуют, и в дальнейшем планируется совершенствовать их и внедрять в новые проекты авиационной техники, пилотируемой и беспилотной. В частности, в компании прорабатывают вопросы повышения точности вывода самолета в зону посадки. При этом отмечается, что автоматическая посадка будет полезна не только для боевой авиации.
Пятый прогноз касается методов и средств разработки. Цифровая инженерия изменит процесс проектирования техники и создания программного обеспечения. Вместе с прочим, новые подходы упростят оценку стоимости проекта и контроль за тратами. У американской промышленности есть негативный опыт неконтролируемого роста стоимости программ, и необходимо предотвратить подобные ситуации в будущем.
Шестое предсказание касается дальнейшего развития идей открытой архитектуры БРЭО. Уже сейчас приборы для самолетов используют унифицированные интерфейсы, упрощающие проведение ремонта или модернизации. Эти принципы должны получить развитие с получением модульных возможностей. Истребитель получит возможность замены аппаратуры с учетом поставленных задач – едва ли не на взлетной полосе.
Прочие соображения
Также в Raytheon Technologies Intelligence & Space рассматривают другие вопросы, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией перспективной техники. Учитываются не только технические и экономические, но и организационные моменты. Так, работы по новому поколению истребителей будут осуществляться в интересах ВВС и ВМС, и необходимо учитывать, что требования этих заказчиков отличаются. Выполнение двух разных технических заданий не должно приводить к неоправданному осложнению программ.
Другой вариант F-X от Lockheed Martin
Отмечается, что в предыдущих проектах и поколениях большое внимание уделялось стоимости. За счет новых методов и технологий предлагается оптимизировать такие показатели техники. В частности, возможно создание самолета-платформы, который будет комплектоваться теми или иными приборами по желанию заказчика. Это сократит стоимость серийной машины и сделает ее доступной для более широкого круга заказчиков.
Остается актуальным вопрос способности к ведению ближнего воздушного боя. Обсуждения продолжаются, но в «Рейтеон» склоняются к необходимости обеспечения таких возможностей. К новым задачам и потенциальным затруднениям приведет появление искусственного интеллекта. Необходимо обеспечить полноценную и безопасную работу истребителя с ИИ в одном воздушном пространстве с гражданским транспортом. Одновременно с этим ИИ должен уметь воевать.
Проекты и технологии
Тематика истребителя следующего 6 поколения прорабатывается в США с конца двухтысячных годов. Первый проект такого рода запустили по инициативе ВМС; а через несколько лет стартовали аналогичные работы в интересах ВВС. К середине десятых годов был собран определенный объем данных, на основе которого в дальнейшем предполагалось разработать реальный проект. В этот период все основные авиастроительные компании предложили свои концепты будущего истребителя. Недавно схожий «проект» показали ВВС.
Самый новый из известных концептов, опубликованный ВВС США
В прошлом году сообщалось о проведении летных испытаний самолета-демонстратора технологий. При этом разработчик такой машины, его облик, характеристики и возможности не раскрывались. Согласно сообщениям последнего времени, в ближайшие годы планируется построить и испытать полноценный прототип, а во второй половине десятилетия запустят серию. Проектирование удалось ускорить за счет новых подходов и методов.
Участвует ли компания Raytheon в создании нового истребителя – неизвестно. Вне зависимости от реального участия, она прорабатывает вопросы развития техники и ее отдельных компонентов, в результате чего появляются прогнозы и оценки. С их помощью компания может составить необходимые планы и присоединиться к существующей или будущей программе разработки реального самолета.
Оглашенные «предсказания» выглядят здраво и правдоподобно. Они учитывают возможности и достижения американской промышленности, а также тенденции развития современных проектов. Впрочем, ввиду общей секретности направления пока нельзя говорить, насколько они соответствуют реальным планам Пентагона. Выводы такого рода можно будет сделать только через несколько лет, когда участники программ опубликуют первые их подробности.
Источник: topwar.ru