Лидерские качества
СМИ так часто говорят о России как о лидере в сфере разработки гиперзвукового оружия, что мало у кого данный факт вызывает сомнения. Тут и «Циркон», и «Кинжал», и «Авангард». И постоянно упоминаемые планы по оснащению ими (не считая «Авангарда») практически всего, что может летать или ходить по морям (преувеличение, конечно, но «Цирконом» действительно могут вооружить многие корабли и подлодки ВМФ России).
Между тем при более близком рассмотрении видны не только достоинства, но и недостатки комплексов. «Кинжал» и «Авангард» в значительной мере базируются на старых советских разработках, таких как комплекс «Искандер», перехватчик МиГ-31 и баллистическая ракета УР-100Н УТТХ, выступающая носителем боевого блока «Авангард». В свою очередь, потенциал «Циркона», являющегося комплексом морского базирования, напрямую зависит от состояния кораблей ВМФ РФ и наличия/отсутствия их полноценного воздушного прикрытия.
Есть один аспект, объединяющий эти (безусловно, крайне интересные) разработки. Все они по умолчанию представляют собой очень крупные и дорогие комплексы. Очевидно, настоящий прорыв можно ожидать только с появлением относительно недорогих гиперзвуковых авиационных АСП.
Использование в качестве носителя воздушной платформы позволяет максимально оперативно доставить «груз» в заданную точку, нанеся противнику максимально возможный урон. Будет лучше, если воздушная платформа окажется малозаметной, а ещё лучше – полноценным «стелсом», как современные истребители пятого поколения.
Таким образом, перед разработчиками гиперзвукового оружия лежит несколько вызовов:
— Уменьшение массы и габаритов комплексов (масса ракеты комплекса «Кинжал», по слухам, составляет примерно 4 тонны);
— Интеграция гиперзвуковых систем в состав вооружения не только специализированных машин, но также и многофункциональных истребителей (если такая техническая возможность, конечно, имеется).
Не Западом единым
Обычно гиперзвуковое оружие воздушного базирования ассоциируется с разработками США: про аэробаллистический «Кинжал» мы сейчас не говорим, по ряду причин это отдельная тема. Среди таковых, например, перспективная ракета с управляемым боевым блоком AGM-183A ARRW (нужно сказать, так же довольно крупный комплекс) и более компактный Hypersonic Air-breathing Weapon Concept или HAWC, носителем которой может выступать F-35. От ракеты с похожим названием – Hypersonic Conventional Strike Weapon (HCSW) – США не так давно отказались.
Чем же может ответить Россия? Ещё в декабре 2018 года источник в авиастроительной отрасли сообщил ТАСС о том, что Су-57 вооружат новой гиперзвуковой ракетой. Собеседник ведомства отметил:
«В соответствии с текущей ГПВ (Государственная программа вооружений, — Прим. ред.) на 2018—2027 годы, гиперзвуковыми ракетами будут вооружаться истребители Су-57. Самолёты получат ракету с характеристиками, подобными ракетам «Кинжал», но она будет с внутрифюзеляжным размещением и меньшими габаритами.»
Примечательно, что ранее в СМИ фигурировали слухи о возможном оснащении «Кинжалом» истребителя Су-57, однако они довольно быстро стихли. Причина, в целом, ясна. Для внутренних отсеков истребителя ракета слишком велика, а при гипотетической подвеске на внешний держатель нивелируется главное преимущество Су-57 в лице малозаметности. Более вероятное развитие событий ранее озвучили западные аналитики. Согласно нему, новое оружие для Су-57 может быть вариацией гиперзвуковой ракеты BrahMos-II, созданной в рамках совместной российско-индийской программы. По данным из открытых источников, она может развивать скорость М=8.
Примечательно в этом отношении заявление источника в оборонно-промышленном комплексе, сделанное в декабре прошлого года. По его словам, первую (фактически вторую, так как самый первый серийный Су-57 разбился в 2019 году) серийную машину используют для тестов некоей гиперзвуковой системы. По словам собеседника ТАСС:
«Первый серийный Су-57 поступил в ГЛИЦ в конце ноября. Он будет использован для испытаний новейших авиационных гиперзвуковых средств поражения.»
Разработку комплекса ведут специалисты корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
Наконец, самая важная новость о гиперзвуковом оружии для Су-57 появилась в феврале этого года: правда, она касалась не серийной машины, а одного из ранее построенных прототипов. Если вкратце, Су-57 уже начал испытывать новое гиперзвуковое оружие. Источник в ОПК сообщил РИА Новости следующее:
«Опытный истребитель Су-57 в рамках испытаний выполнил несколько полётов с функциональными массогабаритными макетами новой российской внутрифюзеляжной гиперзвуковой ракеты. До этого прошла примерка макетов нового изделия во внутренний отсек истребителя на земле.»
По его словам, демонстраторы на данном этапе лишены двигателей, топлива и боевой части, но в то же время идентичны реальным боеприпасам, если говорить про размеры и массу. Помимо этого, для более детальной отработки их снабдили головками самонаведения. Если всё пройдёт так, как хотят российские разработчики, то уже вскоре Су-57 выполнит первые бросковые испытания новых ракет.
Как и раньше, характеристики оружия пока не раскрывают (примечательно, что характеристики самого Су-57 мы тоже точно пока не знаем, они предположительные). Однако основные детали концепции источник всё же назвал. Речь идёт о ракете класса «воздух-поверхность», которая
«обеспечивает манёвренный полёт на гиперзвуковой скорости в течение продолжительного времени.»
Боеприпас малогабаритный. Судя из заявления, он в большей степени предназначен для поражения стационарных целей, таких как ракетные пусковые комплексы, а не движущихся танков или БМП. В целом это логично: для последних можно найти более экономичное решение: например, загадочное «Изделие 305», которым хотят вооружать российские ударные вертолёты Ми-28НМ и Ка-52М. И которое, по слухам, будет иметь дальность 100 километров, чего с лихвой хватит для решения львиной доли задач.
Если же говорить конкретно о гиперзвуковом оружии, то наиболее логичным здесь видится следующий вариант: Россия может создать несколько комплексов. Один из них (тот, про который упоминалось выше) сможет нести Су-57 и другие истребители-бомбардировщики. Кроме того, возможно появление более крупной ракеты – условного аналога американской AGM-183A – которую будут нести стратегические бомбардировщики ПАК ДА и Ту-160М (возможно, Ту-95МСМ и дальний Ту-22М3М). Это несравнимо более грузоподъёмные машины, обладающие к тому же существенно большим боевым радиусом, что в сумме позволит решать стратегические задачи на новом уровне.
Как будет в реальности – покажет время. Одно можно сказать точно: новая ракета класса «воздух-поверхность» сильно расширит возможности Су-57, позволив ему закрепиться в статусе многоцелевой машины.
Источник: topwar.ru